Воскресенье, 12.05.2024, 02:32
Приветствую Вас, Гость
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ № 45 АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ РОГАЧЕВОЙ
Главная » Статьи » Мои статьи

Пластилиновые сказки

Пластилиновые сказки.

Что же это такое? Начнем с того, что разграничим эти два понятия сказки и пластилин.

Пластилин (от итальянского plastilina, восходит к древнегреческому plastos - «лепной») – материал для лепки, изготавливаемый из глины, предварительно очищенной и измельченной в порошок. Активно используется в детском творчестве.

Пластилин был изобретен в конце XIX века и быстро стал популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными: во-первых, пластилин не высыхает, поэтому в уже готовую поделку можно вносить изменения; во-вторых, пластилин более удобен в лепке и из него можно лепить гораздо более мелкие детали.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей.

Преимущества пластилина как материала для творчества

Пластилин активно используется детьми в творчестве. Своей популярностью материал обязан следующим качествам.

  • Широкий диапазон творческих возможностей. Благодаря пластичности из пластилина можно вылепить что угодно – от симпатичных зверюшек до целых домиков. При этом цветовое разнообразие материала позволяет сполна воплотить любую задумку.
  • Возможность корректировки. Если для того, чтобы исправить нарисованную картинку, нужно брать новый лист бумаги и рисовать заново, с пластилином вопросы корректировки обстоят проще. «Не получившуюся» часть можно просто вылепить заново, и при этом нет необходимости исправлять остальные части творения. Для детей это очень важно.
  • Безопасность. Благодаря своей текстуре пластилин является одним из самых безопасных материалов для детского творчества. Для лепки не нужны острые ножницы, которыми можно порезаться. Работая с ним, невозможно получить занозу, как при работе с деревом. Об него нельзя удариться, обжечься и т.д.
  • Развитие мелкой моторики. Развивая мелкую моторику рук при помощи лепки из пластилина или любым другим способом, мы воздействуем на важнейшие участки коры головного мозга. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и способность к изучению математики и иностранных языков. Развивая левую руку, мы воздействуем на правое полушарие, которое ответственно за развитие творческих способностей у ребенка, за восприятие музыки и искусства, за фантазию и интуицию.
  • Развитие личных качеств. Работа с пластилином учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития у малыша фантазии и его складывающимися интеллектуальными способностями.

Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы или используемое достаточно редко - в стихах. В таком произведении повествуется о вымышленных событиях, используются характерные фантастические приемы.

Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных авторов.

 

Популярность сказок и их фантастическая жизнеспособность заключается в первую очередь в их универсальности. Сказки придуманы обо всём, что известно человеку и даже неизвестно.

Филологи же делят сказки на несколько видов. Они выделяют

  • сказки о животных,
  • волшебные сказки,
  • авантюрные сказки,
  • бытовые сказки.

Все эти виды сказок объединяет одно: их основа - вымысел.

Польза сказок в формировании личности ребенка

Ни для кого не секрет что сказки - это поучительные истории, которые учат добру, терпимости, прощению, прививают положительные качества. Кроме того именно сказки начинают знакомство ребенка с литературой, прививают ему любовь к чтению. Выдуманный сказочный мир – это своего рода игра, необходимая для развития личности. Итак, в чем же польза сказок?

• Развивают внимание 

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которое он будет искать ответы.

• Прививают понятия о добре и зле 

В сказках, все персонажи различаются на хороших и плохих, добрых и злых. Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно. Корме того, дети склонны подражать своим любимым героям.

Сравнивая себя со своими любимыми сказочными персонажами, ребенок будет стремиться поступать так же, то есть хорошо. В этом состоит очевидная польза сказок в воспитании ребенка.

• Учат не боятся 

Дети испытывают много страхов, например, страх темноты, страх остаться без родителей, боязнь врачей и так далее. Сказки учат детей не бояться сложных, порой даже безвыходных ситуаций. Ребенок, как бы становиться очевидцем страшной для себя ситуации. Наблюдая ее со стороны, и видя, как легко и счастливо она разрешилась, малыш начинает меньше бояться, а со временем страх исчезает.

• Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей 

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте, ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому, польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами. Таким образом, ребенку становиться понятен окружающий его мир.

• Учат справляться с трудными ситуациями 

Ребенок, который сталкивается с какой-либо трудностью, может найти для себя решение или идею, опираясь на сказочный сюжет.

• Утешают 

Благодаря сказочным историям, ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, бояться это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

Радость от  успехов вызовет у детей желание фантазировать, работа с пластилином разовьет мелкую моторику и речь, появится желание играть в сказку, придумывать новые окончания сказок, новых персонажей к уже знакомым сказкам, а может даже сочинить новую сказку.

 

И сказка и пластилин развивают ребенка, но самое главное и то и другое очень нравится детям.

При создании сказки из пластилина следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые сказки. Так же закрепить знания по изготовлению базовых элементов (шар, валик, конус, лепешка).

Выбирать сказки и ее героев нужно соответствуя возрасту ребенка.

При лепке  следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами.

В процессе обучения детей не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Материалы для создания пластилиновой сказки:

Иллюстрация к сказке;

набор пластилина;

салфетка для рук;

стеки;

бросовый и природный материалы.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.

Таким образом, организация работы по созданию сказки из пластилина позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции, прививает любовь к чтению. Сказка пробуждает нравственные чувства  и научит общаться с людьми, так как во время этой совместной деятельности мы ведем с малышами непринужденную беседу и трудимся вместе с ними.

 

 

Вывод:

Для начала,  подведем итоги, что же  необходимо, чтобы создать пластилиновую сказку?

 Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.

 Инструменты: набор стеков, канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка  или специальный пресс для пластилина, специальные наборы формочек и  шприцы для пластилина.

 Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.

 Стакан с водой ( для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)

 Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры.

 Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.

 И конечно же сказка.

 Пара полезных советов перед началом работы:

•    Если пластилин долго лежал на прилавке магазина – он скорее всего будет твёрдым, его трудно подготовить к работе, размять, особенно ребенку. Эту проблему легко исправить: пластилин нужно разогреть перед занятием в миске с горячей водой (но не кипятком). Так он размякнет и станет податливым.

•    Жировые компоненты, входящие  в состав пластилина входят, со временем переходят на бумагу - и на ней проступают жирные пятна. Но этого можно избежать! Картинка со временем не потеряет своей привлекательности, если перед началом занятия бумажную основу с предварительно нарисованным контуром - покрыть скотчем или самоклеющейся пленкой. Такая пленка защитит бумагу от контакта с пластилином – и пятен не будет! К тому же, работать на скользкой поверхности гораздо легче, а при помощи стеки проще снимается и лишний пластилин, не оставляя под собою заметных следов.

Категория: Мои статьи | Добавил: Анна (25.01.2015)
Просмотров: 1198 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0